Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
• циклы профориентационных классных часов, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего (анкетирование, творческое представление профессий, просмотр видеороликов и т.д.);
• циклы профориентационных часов общения с представителями разных профессий (в том числе родителями), направленных на ознакомление с особенностями, достоинствами и проблемными сторонами разных профессий;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия и в учреждения города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии, посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, ярмарок вакансий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования:
• тестирование и индивидуальные консультации для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках курсов дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
-формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.
5-7 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- представления о собственных интересах и возможностях;
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- профессиональное самопознание.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация»:
- осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами.
Работа с учащимися:
- профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);
- расширение знаний в рамках школьных предметов (технология 5-7 классы, ИКТ 7-9 классы и др.);
- организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- проведение недель по профориентации, конференций.
Работа с родителями:
- проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- выработка системы тесного сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
Кем я буду?
Выбор будущей профессии начинает волновать с детских лет. В старших классах этот вопрос задаётся все чаще. Актуальным становится вопрос: «Где обучится, получить желаемую профессию?»
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Выбор профессии - это серьёзно
Диагностика готовности выбора профиля
Профессиональный психологический ТЕСТ! Выбери понравившегося человека! Тест онлайн!
ВИДЕОФИЛЬМЫ О ПРОФЕССИЯХ БУДУЩЕГО
Самые востребованные профессии в будущем
10 Лучших Профессий Будущего! (Вот Куда Надо Идти!)
"Кем мне стать ' - Формула 'хочу-могу-надо'
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Опросник профессиональных предпочтений
Воспитательный час "Все работы хороши"