Воспитательная система школы разработана в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Уставом школы. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, педагогики сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного пространства. Научным и практическим основанием для воспитательной системы стали педагогические идеи В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, И.П.Иванова, В.А.Караковского, Н.Е.Щурковой.
Под воспитанием понимается целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеурочной деятельности.
Система воспитательной работы включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:
· воспитательная работа в процессе обучения;
· внеурочная деятельность;
· внешкольная деятельность.
Система воспитательной работы нашей школы рассматривает воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческих качеств во взаимодействии детей, педагогов, родителей, социума; воспитательная работа как совокупность усилий взрослых для решения конкретных задач созидания Человека. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, на воспитание чувств. Растущего человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд. Система воспитательной работы школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей.
Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных "пространств", каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:
- корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;
- изменение форм и методов учебной работы, преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;
- ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях как "человек", "красота", "добро", "истина", "культура", "труд", "Отечество", "мир", которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, образуют основу воспитания;
- создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы
Цели воспитательной системы:
Основная цель воспитательной системы школы - ориентация развивающегося ребенка на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учетом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества. Таким образом, целями воспитательной системы являются:
- формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.
- формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.
Воспитательные цели и достигнутые результаты детализированы на каждом возрастном этапе:
1 этап. Воспитание в начальном звене.
На этом этапе должны быть сформированы:
- основы культуры общения в коллективе,
- трудолюбие,
- понимание ценности личного здоровья,
- осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней,
- уважение к Книге, Знаниям, Школе,
- уважительное отношение к ценностям семьи,
- первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.
2 этап. Воспитание в среднем звене (5-9 классы).
На этом этапе должны быть сформированы:
- культура самовоспитания и общения в коллективе,
- экологическая культура,
- самоопределение к здоровому образу жизни,
- потребность в самореализации на основе полученных знаний и умений,
- профессиональная направленность,
- умение делать правильный выбор, не ущемляя интересов других,
- чувство ответственности за авторитет своей семьи и школы.
Цели воспитательной системы класса:
- Развитие гармоничной разносторонней личности учащихся.
- Воспитание человека, обладающего высокой культурой и творческим потенциалом.
Для того чтобы цели были достигнуты, классный руководитель должен обращать внимание на реализацию следующих моментов:
- Содействие формированию культуры общения между учениками.
- Создание условий для оптимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.
- Осуществление правильного нравственного воспитания школьников.
- Воспитание сознательного отношения к обучению и потребности в самостоятельной познавательной деятельности.
- Воспитание толерантности.
- Формирование и раскрытие индивидуальности каждого воспитанника.
- Сплочение классного ученического коллектива.
- Создание условий для выработки собственного мнения у каждого ученика.
- Помощь в профессиональной ориентации.
- Формирование у учащихся понятия о приоритете здорового образа жизни.
«Главный смысл воспитательной системы в классе в том, чтобы создать комфортную для каждого ученика атмосферу, в которой он будет развиваться как личность и успешно усваивать знания».
Направления работы с учащимися:
- познавательно-информационное, интеллектуальное
- историко-патриотическое, краеведческое
- трудовое
- профориентационное
- спортивно-оздоровительное
- художественно-эстетическое
- экологическое
- духовно-нравственное.